Elfort

Официальный
дистрибьютор продукции:

Знакомство с ткацкими станками фирмы Glimakra

Если попытаться в двух словах сказать о моих впечатлениях, то это — простота и удобство. Все сведено к разумному минимуму. Качество обработки дерева — станок хочется, как зверька, погладить рукой, челноки сами «ложаться» в руку. Человека, неравнодушного к ткачеству, такая встреча не может не взволновать.

Итак, ко мне приехали «гости»… Надо встречать…

Часть 1. «Emilia»

Вся установка «Эмилии» заключалась в прикреплении ее струбциной к столу. Проблема возникла одна — к какому столу прикрепить? Столы подходили все. Когда выбор большой, начинаешь копаться — удобно, а где еще удобнее? В результате «Эмилия» поселилась на старом компьютерном столе. После откручивания всего лишнего, и прикручивания всего на нужном уровне, получилось очень удобное рабочее место. Полка для монитора прекрасно подошла для размещения вспомогательных материалов. На принтерной полке, как нельзя лучше, разместились бобины и клубки пряжи. Не очень понравилась струбцина для крепления — линия заправки станка имеет наклон, из-за этого не всегда удается прочно закрепить станок с первого раза.

Станок «Эмилия» имеет заправочную ширину до 34,5см, что дает возможность вырабатывать на станке достаточно широкий ассортимент изделий — ленты, тесьму, пояса, шарфы, детскую одежду, а при желании — и взрослую.

Заправка «Эмилии», предложенная шведской инструкцией, оказалась очень простой. По инструкции снование осуществляется при помощи держателя основных нитей — попросту говоря колышка — закрепленного струбциной на необходимом расстоянии от станка. С одной стороны способ весьма прост. Конец нити крепится к основной планке, петля нити проводится сквозь зуб бёрдышка, далее петля накидывается на держатель, и нить проводится в обратную сторону. Этот способ великолепно подходит для изготовления основ небольшой длины и ширины. Для крепления струбциной этого держателя достаточно места 10х10см с подходящей толщиной.

Недостаток способа в том, что это место должно располагаться на той же высоте от пола, что и станок, или чуть выше, и на линии прямо перпендикулярной бёрдышку. Более низкое положение не подходит абсолютно — нити будут просто соскальзывать с держателя, а слишком высокое расположение будет неудобным в работе, так же, как и расположение не по центру. Кроме того, расстояние от станка до держателя должно соответствовать длине основы. Если 1-1.5м расстояния еще можно «организовать» в наших малогабаритных квартирах, то 2м и более, пожалуй, вызовут затруднения. Хотя, проблема легко решается снованием на раме.

Бёрдышко станка «Эмилия» изготовлено из прочного, легкого пластика. Что очень понравилось — отверстия в нем сделаны не круглыми, а овальными. Дело в том, что именно из-за размера этих отверстий ткачество на бёрдышке ограничено в выборе основной пряжи по толщине. При более крупных отверстиях диапазон используемой пряжи расширяется, да и процесс пробирания идет быстрее.

Технология процесса ткачества на станке «Эмилия» ничем не отличается от ткачества на бёрдышке «на себе». В плане удобства, конечно, станок есть станок. Навой с подготовленной основой любой необходимой длины, товарный валик, наличие стопоров на этих валах, наличие боковых стоек для удержания бёрдышка в нужном положении — все это, несомненно, облегчает процесс работы, а стало быть, улучшает конечный результат, сокращает затраченное время. Кроме того, желающим освоить ткачество на бёрдышке несомненно легче это будет сделать на подобном станке, т.к. любое ткачество «на себе» требует больше навыков и сноровки, чем станочное.

Хочется еще добавить, что станок, имея компактные размеры и, при этом, полноценную технологическую оснастку, может служить прекрасной, но серьезной, игрушкой для ребенка.

Часть 2. Лентоткацкий станок

Лентоткацкий станок «прибыл» в собранном виде. Это традиционный для скандинавских стран станок, на Руси же станки такой конструкции не использовались. Непривычный по конструкции он легко и просто собирается-разбирается при помощи клинышков. Самое сложное при сборке — правильно разместить навой и товарный валик. Эти валы одинаковы внешне и отличаются только направлением зубьев храповиков. Поэтому этот момент может потребовать чуть больше внимания. Места станку много не потребовалось, поэтому стоит он… везде, где не мешает.

Назначение станка — ткачество поясов, лент и тесьмы. Заправочная ширина может доходить до 13см — вполне достаточно для данного ассортимента.

Схема станка обычная: навой, ремиз, товарный валик. Каждая, из двух, ремизок представляет собой вертикальную планку с двумя укрепленными на ней деревянными штырями. На штыри надеваются галева. Управление ремизками осуществляется при помощи педалей.

Для обвязки станка применяются шнуры Texsolv (ткацкий станок «Джулия»). Заправка станка аналогична обычной заправке. Снование осуществляется на сновальной раме или с помощью основного держателя (ткацкий станок «Эмилия»). Нити основы закрепляются на основной планке, при навивании используются закладные планки и основные прутки. Кроме обычной проборки в ремиз, возможен еще один вариант заправки станка — с одной полуремизкой и использованием полугалев или нитяных петель. Подвязка основы к товарному валику также осуществляется при помощи планки и шнуров Texsolv. Количество галев на двух ремизках может достигать 200 штук.

На станке отсутствует бердо. Но, учитывая назначение станка, наличие берда необязательно.

Данный ткацкий станок может заинтересовать любителей ткачества лент и поясов на дощечках, бёрдышке. Для этих видов ткачества можно воспользоваться имеющимся ремизом или полуремизкой. А можно, сняв ремиз, разместить на станке бёрдышко, подходящей ширины, или дощечки. Наличие навоя и товарного валика дает возможность практически не ограничивать себя в длине изделия, великолепно организует рабочее место, освобождает руки ткачихи, дает возможность в любой момент прервать работу и продолжить в другое время и… в другом месте. Легкий и компактный, станок можно перенести или перевезти туда, где удобнее, светлее, приятнее работать.

Единственная сложность, которая возникла у меня в процессе общения с ним, - непревычная ориентация в пространстве. Если во всех ткацких конструкциях, горизонтальных, вертикальных, нити основы располагаются вдоль линии тела человека. Работа «прирастает» либо снизу вверх, либо сверху вниз, либо на себя, но всегда вдоль этой линии. В данном же станке работа «растет» слева на право, т.е. поперек. Лично для меня это оказалось очень непривычным.В общем, я оказалась консервативным ткачом.

В остальном же — станок обрадовал возможностью легко и комфортно создавать разнообразные ленты и тесьмы. И, если раньше процесс ткачества, например, на дощечках останавливал меня своими «организационными» сложностями, то теперь интерес к созданию текстильных изделий с малой заправочной шириной получил новый импульс.

Часть 3. «Julia»

Самый габаритный из всех — станок «Джулия» — приехал полностью в разобранном виде. Две боковины и «набор дощечек и веревочек». Мне стало интересно - за какое время удастся его собрать. Инструкции к станку на тот момент у меня не было. Была - рекламная фотография… Сборка заняла около 40 минут времени. Мне не потребовались ни молоток, ни физическая сила, ни чья-либо помощь. Станина скрепляется при помощи винтов с «барашками», как обычная мебель. И, как в мебели, все винты «утоплены» внутрь древесины — снаружи видна только шляпка. Все это очень здорово! Впоследствии, когда возникла необходимость разобрать-собрать станок, я справилась с этим уже минут за 20-30. Думаю, что любой человек, абсолютно не зная станка, но просто имея инструкцию, соберет его максимум за полтора часа, при условии, что будет здорово лениться и постоянно отвлекаться от дела.

Собрав станок, я заметила, что он очень легкий. С одной стороны это хорошо — без проблем можно передвинуть в любое место — поближе к свету, поближе к сновке — просто туда, где мне удобнее. Но с другой стороны — не будет ли он «скакать» во время работы? Забегая вперед, скажу, никаких проблем из-за легкости станка не возникло — стоял как вкопанный. Единственный раз, когда станок чуть сдвинулся с места, был во время навивания одной из основ. Но это было и не удивительно - я наматывала полную заправочную ширину по берду (ок.370нитей) и длина основы была более 5 метров! А чтобы получить необходимое качество основы, навивать пришлось не по инструкции, а по собственным знаниям.

Надо отметить, что «Джулия» практически полностью деревянный станок. Все присутствующее в станке «железо» применено разумно и обоснованно. В станке три металлических вала — ремизный, товарный и навойный. В процессе работы они испытывают значительные нагрузки, и замена их на деревянные валы привела бы к сложностям в работе. Храповики с собачками также из металла и надежно приварены к валам. Думаю, сравнивать металлические храповики с их какими-либо деревянными аналогами просто смешно. Ну, и конечно, крепеж станины и места крепления педалей и рычагов-отвесов. Обойтись в подобных местах без металлических деталей достаточно сложно и, вряд ли, это улучшит работу станка.

Очень понравилась система обвязки станка. В принципе, она такая же, как и у всех ручных станков. Но «организационные» мелочи в виде специальных пластиковых стопоров очень помогают и быстро освоить заправку начинающим, и во многом облегчают работу ткачам с опытом. А стало быть, всем дают возможность совершенствоваться в ремесле.

Вообще работа со шнурами Texsolv и фирменными стопорами различной конфигурации вызвала лишь положительные эмоции. Ручным ткацким станкам так же, как и их железным промышленным собратьям, периодически требуется подлаживание механизмов. В процессе работы все подвязи станка естественным образом ослабевают — растягиваются сами подвязи, ослабевают узлы. Обычная веревка для таких целей плохо подходит. Конечно, можно сказать, мой станок самый лучший, потому что весь натуральный — и сам деревянный, и обвязан натуральной льняной веревкой. Но в работе такие подвязи будут сильно «пылить» (устойчивость к истиранию у льна ниже, чем у того же хлопка) и достаточно быстро перетрутся. Синтетическая веревка тоже — не выход. Синтетика «сильнее» дерева, и на старых, полностью деревянных станках, древесина начнет «протираться». Из-за нехватки фирменного шнура мне пришлось частично заменить его веревкой, обычной, синтетической, купленной в магазине. Удивительно, но внешне более прочная веревка в работе оказалась весьма неудобной по сравнению со шнуром Texsolv.

Структура шнура Texsolv — отдельный разговор. Шнур представляет собой цепочку петелек. Эти петельки позволяют практически отказаться от узлов. В половине случаев вместо узла крепление осуществляется петлей-удавкой. Оставшиеся же узлы заменены на крепление - шнур продевается в необходимое отверстие деревянной детали, а его конец закрепляется продеванием подходящего стопора в подходящую петлю. А нет узла — нечему развязываться! При данной системе вся наладка и регулировка станка осуществляется очень легко и быстро — «перестегиванием» стопоров в другие петли.

Дальше началась заправка станка. Шведская технология, предложенная в инструкции, во многом схожа с тем, как заправляют ручные ткацкие станки повсеместно. Снование осуществляется на сновальной раме (для основ большой длины) или при помощи основного держателя, закрепленного на подходящем расстоянии (ткацкий станок «Эмилия»). Основное, и существенное, отличие, в том, что при заправке станка многие операции делают вдвоем, а что-то и втроем. А если представить ситуацию: дети - в компьютере, муж — в телевизоре… Кто пойдет в подмастерья? Проблема. В данном случае эта проблема полностью решена — следуя инструкции, «Джулию» можно заправить в полном одиночестве и, абсолютно не напрягаясь. Две-три заправки — и Вы будете знать всю последовательность действий наизусть.

В процессе работы мне, как технологу, очень понравилось, что в станке все «под рукой» и нет ничего лишнего, все расстояния и высоты продуманы. Все — удивительно удобно. Единственное, что показалось, неудобным, это рекомендация пробирать основу в ремиз без крючка — продевать вручную. В каких-то случаях, может, это и целесообразно, но мои производственные привычки «потребовали» использования крючка. Для меня это оказалось быстрее. И закладных планок в комплекте к станку хотелось бы побольше. Пользоваться ими удобно, для изделий средней длины 24 штук комплекта достаточно, но при длине основы 2-3 метра мне катастрофически их не хватало. Хотя, возможно, у меня просто слишком высокие требования к качеству навивания основы и ткани.

Отдельно хочется сказать про бердо. По сей день, когда по ходу работы оно попадает ко мне в руки, я понимаю, что задерживаю его в руках на какие-то лишние секунды безо всякой на то необходимости. Мы все так мы делаем, когда понимаем, что у нас в руках очень хорошая вещь, качественная вещь. Каким должно быть хорошее бердо для ручного ткачества? Оно должно быть абсолютно прямым, зубья должны быть также прямыми и располагаться на равных расстояниях, оно должно иметь оптимальный вес. Что все это значит? Чтобы осуществить прибой уточной нити, надо качнуть било. Если оно будет слишком тяжелым, его будет сложнее раскачать — ткачихе будет тяжелее работать. Слишком легкое било будет слабее прибивать уточину, следовательно, ткачихе опять придется тратить лишние силы в работе. «Поймать» золотую середину можно при помощи правильного сочетания веса берда, являющегося основной частью била, и конструкции самого била. Думаю, не смогу правильно объяснить «качательные» моменты и углы наклона всех стоек и перекладин — лучше с этим справятся физики и механики. Но фирма Глимакра явно все это обдумала. В станке «Джулия» используется очень легкое бердо. Кажется, что легче просто уже не может быть. С другой стороны конструкция била такова, что раскачивание происходит легко, прибой осуществляется четко, а сила прибоя при необходимости может быть достаточно высокой.

Ткачество. Вы знаете, что ткать надо босиком? Да, босиком! Во-первых, босиком лучше чувствуются педали. Они расположены достаточно близко друг от друга, и любая обувь просто-напросто мешает нащупать педаль. А во-вторых, это безумно приятно! Качество обработки древесины настольно хорошее, что, касаясь ее босыми ножками, заряжаешься какой-то положительной энергетикой. Ну, а если стало прохладно, можно носочки надеть. Немаловажный пункт для любой бытовой техники - это уровень шума. А ручной ткацкий станок, как и швейная машинка, например, тоже является бытовой техникой. Думаю, многие, решившие приобрести в городскую квартиру ткацкий станок, зададутся вопросом, а насколько тихо он работает, реально ли держать такую технику в доме или нужна мастерская? Меня тоже волновал этот вопрос, т.к. я работаю на станках, в основном, в позднее время, когда нормальные люди уже спят. Так какой шум издает станок? Ритмичное постукивание и позвякивание. Поиски источников шума закончились быстро. В процессе работы педали и рычаги-отвесы, перемещаясь, задевают друг друга и издают естественный, легкий «деревянный» стук. Бороться с ним невозможно, да и не нужно — никаких нормативов по шуму он просто не может превышать даже в ночное время. Есть еще один источник шума — те же самые педали и рычаги крепятся на металлических штырях, которые в свою очередь лежат в металлических петлях. В процессе работы штыри «подпрыгивают» в петлях и издают металлический звон. Он негромкий, но… меня он слегка раздражал даже посреди белого дня. Решена проблема была очень просто — я обмотала кожаной лентой петли и, работа стала практически бесшумной.

Вывод о станке очевиден. Компактный, легкий, удобный и простой в сборке, заправке и работе. Являясь образцом классической схемы ткацкого станка, великолепно подойдет для обучения начинающих. Вместе с этим имеет достаточно возможностей для опытных ткачей.

Часть 4. Ассортимент фирмы «Glimakra».

Тот факт, что теперь можно будет наравне со швейными машинками приобрести ткацкие станки, меня очень обрадовал. Но, покупая любую технику, мы всегда задумываемся о запчастях — вдруг что-то сломается, о расходных материалах — это естественно, об аксессуарах — как о расширении возможностей оборудования.

Ткацкие станки не являются исключением. Можно долго ткать ткани с одной и той же плотностью по основе, но однажды все равно захочется соткать что-то потоньше или поплотнее. Использовать все время один и тот же тип пряжи — однажды сойдешь с ума от скуки. Нужно разнообразие. А разнообразие — это ассортимент.

Мне захотелось узнать, что еще выпускается фирмой «Глимакра» — на что можно рассчитывать, приобретая ткацкий станок. Мои наилучшие ожидания полностью оправдались. Три станка, с которыми довелось познакомиться, оказались лишь малой частью «ткацкого рая», в который я заглянула. Как я и предполагала, фирма выпускает еще и другие ручные ткацкие станки «Ideal» и «Standard». Станки более габаритные и более «серьезные» — с заправочной шириной до160см. Прокидывать челнок при такой ширине вручную не реально, и тогда на станок устанавливается дополнительное устройство — челнок-самолет. Данные станки можно оснащать различными ремизами — зависимого (Counterbalance) и независимого (Countermarch) типа — что соответственно дает различные возможности в применении ткацких переплетений. Количество ремиз также можно при желании увеличивать. Так «Julia» может иметь до 6 ремиз, «Ideal» до 8, а «Standard» до 12 ремиз в заправке. Возможно даже оснащение станка «Standard», так называемой, кегельной системой, предшественницей жаккардовой машины.

Из «малогабаритных» ткацких станков фирмой «Глимакра» выпускается еще «Bohus» и «Victoria». Станок «Bohus» предназначн для детей, но основательность конструкции, возможность использовать до 300 галев при заправочной ширине 35см, высокий номер берда меня заинтересовали. «Victoria» схожа с «Julia». Основные различия станков - в конструкции била, в способе подъема ремизок. «Victoria» легко из напольного станка превращается в настольный, но… места ей потребуется не меньше.

На станки с заправочной шириной от 100см можно устанавливать секционный сновальный вал. Процесс снования при помощи такого вала значительно облегчается — легче контролировать натяжение нитей, легче и удобнее работать при сновании многоцветных основ. Все это особенно касается длинных основ. Говоря о сновании, надо сказать об ассортименте сновального оборудования. Фирмой выпускаются сновальные рамы и сновки карусельного типа. Затрудняюсь, сказать, какая из них лучше, каждая хороша и удобна для своего конкретного случая. При сновании цветных основ, использовании секционного сновального вала, при сновании с нескольких бобин, удобно воспользоваться шпулярником — подставкой под бобины с направляющими глазками.

Не могу удержаться, чтоб не написать, какой восторг вызвала у меня машинка для намотки шпулек! Обойтись без такой машинки нельзя. Мотать шпульки в челнок вручную, это как вручную мотать шпульки для швейной машинки. Первое, что понравилось, бросилось в глаза — ретро-дизайн. Повернув рукоятку один раз, стало понятно — держу в руках «сокровище». За счет червячной передачи и размера шестерни скорость вращения веретена просто бесподобна. Рука не устает совсем.

Берда различных номеров. Это, наверное, самый главный вопрос для любого ткача — где взять бердо другого номера, чтобы расширить возможности станка.

Галева, шнуры, стопоры, будучи даже очень хорошего качества, в процессе работы, просто из-за несчастного случая, могут прийти в негодность. Все это можно найти в аксессуарах к станкам.

Очень порадовал ассортимент челноков. Различные по типу и размеру челноки охватывают весь спектр уточной пряжи — от маленьких челноков-лодочек для тонкой уточной нити до открытых челноков для ткачества дорожек, где в уток могут использоваться полоски ткани. Для всех выпускаемых станков можно подобрать подходящий по размеру комплект челноков различного назначения.

Очень интересны, особенно для новичков, шпарутки — специальные планки контролирующие ширину ткани в процессе работы. В ассортименте шпарутки для тканей с заправочной шириной от 20см до 165см.

В завершении хочется сказать о присутствии в ассортименте инструментов и всевозможных мелких приспособлениях для ткачества, подставок для берд, скамеек, осветительных ламп. Все это кажется мелочами, но люди, увлекающиеся каким-либо рукоделием, ремеслом, знают, насколько важными бывают эти мелочи для облегчения работы, для экономии места. Мелочи, приносящие счастье творчества в наши дома.

Автор: Ольга Дёмина, журнал «Любо-Дело»